Интеграция
Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания
При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования»
Инструктивно-методические письма
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2024/2025 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
Образовательный стандарт
Учебные планы специального образования
Интегрированное обучение и воспитание
При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания, а при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью - в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания.
(Источник: ст. 273 Кодекс об образовании РБ )
Группы интегрированного обучения и воспитания - группы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
-с интеллектуальной недостаточностью
-с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
-.с тяжелыми нарушениями речи;
-с нарушениями зрения;
-с нарушением слуха;
-с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
-с нарушениями аутистического спектра
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
В группе интегрированного обучения и воспитания с воспитанниками с ОПФР организуются занятия по образовательным областям (в соответствии с учебным планом их проводит воспитатель и учитель-дефектолог) и коррекционные занятия, которые проводит учитель-дефектолог.
На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, нарушением функций ОДА, неслышащего, незрячего выделяется 3,5 астрономических часа в неделю.
На слабовидящего, слабослышащего, воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 астрономических часа в неделю. Данное количество часов проводит учитель-дефектолог.
Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении специального образования или его виде. (Источник ст. 274 Кодекса об образовании)