Нравственно-патриотическое воспитание

Официальные геральдические символы РБ

Государственные праздники

Государственные праздникипраздничные днипамятные и праздничные даты устанавливает Президент Республики Беларусь.

Государственные праздники устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.
Праздничные дни устанавливаются в ознаменование иных событий, посвященных традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д.
Памятные даты связаны с иными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаются отдельными категориями граждан.
Праздничные даты - это традиционно отмечаемые значительным количеством граждан события, которые не наделяются в Республике Беларусь официальным статусом государственного праздника, праздничного дня или памятной даты.

свернуть

Детям о войне

Художественная деятельность с детьми на военную тематику.

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания. 
Для детей дошкольного возраста и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Берестов В. Мужчина
  • Карпров И.Мальчики
  • Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
  • Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие.

Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи - Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе - Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.).

Для современных детей Великая Отечественная Война это далёкое время, о котором они мало что знают. А ведь именно более 70-ти лет назад наши предки выиграли эту жестокую войну. Но это мы с вами знаем о войне из рассказов дедушек, бабушек, а вот как рассказать нынешнем детям дошкольного возраста, что такое ВОВ?
В первую очередь, следует рассказать детям о том, что рассказывали вам ваши бабушки и дедушки о войне, о хорошем и плохом. Показать фотографии родственников в военной форме, если такие сохранились, рассказать коротко о них. Если есть такая возможность, познакомить ребёнка с ветераном ВОВ, старик и ребёнок всегда найдут общий язык. И именно такие моменты «врезаются» в память малышей, да и им будет интересно пообщаться лично с людьми, которые были на войне (возможно, показали свои ордена, фотографии с тех времён). Мальчикам интересно будет узнать о военной технике, о военных действиях. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин во время войны. Обязательно нужно сделать акцент на то, что это были обычные люди, подростки, которых никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя такую ответственность за будущее своей страны.
Хороший способ рассказать о войне ребёнку – пройтись с ним по памятным местам, возложить цветы к Вечному огню и прочесть вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребёнку. Можно посетить музей ВОВ, где дети не только услышат о войне, но и посмотрят старинные вещи, оружие. Наглядность – очень важна для ребёнка.
 Обычно дети представляют себе войну, как отдельно взятое событие на поле боя, где есть линия фронта. Враги и наши по разные стороны. Детям обязательно нужно рассказать, кто такие фашисты и кто такие немцы.
Готовиться ко Дню Победы необходимо вместе со своим ребёнком. Можно устроить дома совместный просмотр военных фильмов, чтобы ребёнок проникся настроением героизм, патриотизма. Обязательно беседуйте со своими детьми, отвечайте на их вопросы, если они их задают, значит им это интересно. Учите стихотворения и песни, посвящённые Дню Победы («Катюша», «День Победы») Читайте литературу о войне, о подвигах наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой войне.
 Уважаемые родители! Обязательно запаситесь букетиком цветов и вместе с вашими детьми возложите цветы к Вечному огню, посетите парад посвящённый Дню Победы, подарите цветы ветеранам, их так мало осталось в живых. Прежде всего, ваши дети равняются на Вас - родителей, так что будьте для них примером во всём!

Символом выбран цветок яблони как отражение процветания и успеха суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет.
Победный май 1945 года ассоциируется с огромным чувством всенародной радости, гордости и счастья, с ароматом цветущих яблонь, которые, казалось бы, сама природа подарила народу-победителю как символ возрождения и всенародного праздника.

Яблоневый цвет — это символ весны в Беларуси, возрождения, начала новой жизни, что как нельзя лучше передает общенародную радость различных поколений в связи с Днем Великой Победы. Образ цветущего яблоневого сада отражает плодородие, благосостояние, динамичное развитие, успех и процветание суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет. Лента в цветах национальной символики подчеркивает историческую значимость Дня Победы в нашем обществе, его большую роль в становлении и развитии страны.

свернуть

Природа белорусского края

Республика Беларусь имеет равнинную поверхность. Общая площадь земель - 20,8 млн га. Гектар - это мера площади, которая представляет собой квадрат со сторонами 100 м.
Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности в калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах.Из-за отсутствия собственных ресурсов в Беларусь завозят нефть, газ, уголь, гипс и другие полезные ископаемые. 

Беларусь - край рек и озер, не зря ее называют синеокой. 

Большинство озер расположено на севере страны - в Белорусском Поозерье. Образовались они еще в ледниковый период. Ледниковый период - древнее длительное похолодание, когда ледники полностью или частично покрывали Беларусь. Огромные ледниковые глыбы значительно изменили природный ландшафт нашей страны. Созданные ими  впадины и углубления после таяния ледника заполнились водой. Всего в Беларуси около 11 тыс. озер. Они используются в промышленности и быту, являются источником питьевой воды, местом обитания многих животных и рыб.
В нашей стране более 20,8 тыс. рек и ручьев. Их общая протяженность - 90,6 тыс. км. Это в два с лишним раза длиннее экватора. Экватор - это воображаемая линия, которая проходит посередине земного шара.
В Беларуси много подземных пресных вод. Они залегают в основном на глубинах от нескольких до 200 м.
Во всем мире наша страна известна своими болотами. Их называют "легкими Европы". Белорусские болота играют важную роль в природе. Они способствуют очищению воздуха от углекислого газа, сохранению редких видов растений и животных. 

Белорусские леса - гордость нашей страны и ценный ресурс, а лесное хозяйство - одна из важных отраслей отечественной экономики.

Леса существенно влияют на экологию. Настоящая гордость Беларуси - Беловежская пуща, не измененная за много веков человеческой деятельностью. Отдельным деревьям пущи 600-800 лет.
Беларусь имеет очень разнообразный растительный мир. Всего в стране насчитывается около 14 тыс. видов растений. Более 500 видов используются в народном хозяйстве. Например, рожь, пшеница, кукуруза, картофель, свекла и многие другие.
В природе Беларуси встречаются редкие растения. Для учета и защиты их заносят в Красную книгу. Красная книга - это перечень редких видов растений и животных на территории нашей страны, которым грозит исчезновение. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 303 вида растений, они охраняются государством. 

Очень богат животный мир Беларуси. Всего насчитывается около 27,1 тыс. видов разнообразных животных. 

Сюда включены беспозвоночные, птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Наиболее известные представители животного мира Беларуси - это лось, кабан, косуля, заяц (русак и беляк), белка, лисица, олень, бобр, куница и многие другие.
Некоторые животные занесены в Красную книгу. В настоящее время государством охраняется 202 вида.
Одним из уникальных млекопитающих является европейский зубр, численность популяции которого достигла 1886 особей. В северных лесах страны обитают не менее 100 медведей. Волков в Беларуси насчитывается около 2 тыс., в отличие от большей части территории Европы, где этот зверь истреблен. Наибольшим разнообразием отличаются птицы, количество их видов в два раза превышает число видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых. 

свернуть

Дзяржаўныя святы

У Рэспубліцы Беларусь адзначаюцца

наступныя дзяржаўныя святы:

Дзень Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь                                         15 сакавіка

Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі                                          2 красавіка

Дзень Перамогі                                                                             9 мая

Дзень Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь

і Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь                                        другая нядзеля мая

Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі)            3 ліпеня

свернуть

Патриотическое воспитание

«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
Высокая восприимчивость,
Легкая обучаемость,
Безграничное доверие взрослым,
Стремление подражать им,
Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
Занятия,
Игры,
Беседы,
Разные формы познавательной практической деятельности,
Художественная деятельность,
Праздники и развлечения;
Труд;
Образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
Высокая восприимчивость,
Легкая обучаемость,
Безграничное доверие взрослым,
Стремление подражать им,
Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
Занятия,
Игры,
Беседы,
Разные формы познавательной практической деятельности,
Художественная деятельность,
Праздники и развлечения;
Труд;
Образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
Высокая восприимчивость,
Легкая обучаемость,
Безграничное доверие взрослым,
Стремление подражать им,
Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
Занятия,
Игры,
Беседы,
Разные формы познавательной практической деятельности,
Художественная деятельность,
Праздники и развлечения;
Труд;
Образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
Высокая восприимчивость,
Легкая обучаемость,
Безграничное доверие взрослым,
Стремление подражать им,
Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
Занятия,
Игры,
Беседы,
Разные формы познавательной практической деятельности,
Художественная деятельность,
Праздники и развлечения;
Труд;
Образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
Высокая восприимчивость,
Легкая обучаемость,
Безграничное доверие взрослым,
Стремление подражать им,
Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
Занятия,
Игры,
Беседы,
Разные формы познавательной практической деятельности,
Художественная деятельность,
Праздники и развлечения;
Труд;
Образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

свернуть

Дзень роднай мовы.

21.02.2023
Кожны год 21 лютага ў свеце адзначаецца Міжнародны дзень роднай мовы.
развернуть

Кажуць, мова мая аджывае
Век свой ціхі: ёй знікнуць пара.
Для мяне ж яна вечна жывая,
Як раса, як сляза, як зара.
П. Панчанка.

Cёння у свеце шмат цудоўных моў. Адны з іх вабяць сваёй прыгажосцю і непаўторнасцю, другія – мілагучнасцю. Але ў кожнага чалавека ёсць толькі адна мова, якая завецца роднай. Менавіта на гэтай мове ён размаўляе з роднымі, сябрамі, знаёмымі. І вельмі дрэнна, калі чалавек пачынае забывацца на сваю мову, не шануе яе.
На працягу шмат гадоў кожны народ 21 лютага адзначае Дзень роднай мовы. Першапачаткова з такой ініцыятывай выступіў Бангладэш. Менавіта ў гэтай краіне 21 лютага 1957 года загінулі пяць студэнтаў, якія адстойвалі права навучацца на роднай мове. Зараз у нашым рознакаляровым і рознагалосым свеце налічваецца больш за шэсць тысяч моваў. Палова з іх пад пагрозай знікнення. Для захавання моў, якія апынуліся на парозе знікнення, міжнародны фонд UNESCO абвясціў дзень роднай мовы — каб хоць у такі дзень на іх загаварылі, пра іх успомнілі.
Але, здаецца, гэта нагода для носьбітаў любой мовы яшчэ раз задумацца аб лёсе той, адзінай, якую завём матчынай, на якой думаем, на якой вымавілі першае слова.
Няхай нават сёння яна — моцная, распаўсюджаная, абароненая заканадаўствам, але няма гарантыі, што ўжо заўтра яна не трапіць у спіс тых трох тысяч, гатовых знікнуць.

Родная мова шмат не патрабуе. Але калі ўжо назваў яе роднай, калі лічыш яе такой для сябе — павінен жа быць перад ёй хоць нейкі абавязак. Ці хоць часам пра яе думаць. Калі хоць палова з тых сямідзесяці чатырох працэнтаў, якія падчас апошняга перапісу назвалі роднай мовай беларускую, падумае аб яе лёсе — значыць, не ўсё яшчэ страчана. Хоць адзін дзень. Калі будзе яе афіцыйнае міжнароднае свята.
Калі ты чуеш яе — ці то сучасную літаратурную, ці змешаную "трасянку", або мясцовую дыялектную — ведай, што гэта ўсё яна — наша беларуская мова. Не адварочвайся, а прымі яе, бо яе месца ў тваёй краіне. І не падчарка яна тут, а паказвае на спрадвечнасць беларусаў на сваёй зямлі. Нашы бацькі, дзяды і прадзеды нямала зрабілі, каб беларуская мова была прызнаная як роўная сярод іншых моў свету.

свернуть

Как познакомить ребенка с символикой Республики Беларусь

 

Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок  еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Начиная со средней  группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы  с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

 Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

    - У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).       - Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?                                                                                                           

 -Контур Беларуси – золотой – в лучах восходящего солнца – это наша земля.            

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.                          

-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.                                                                                                                                       

Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                                          

Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

 - гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как:

  1. «Чего не стало?»
  2. «Третий лишний»
  3. «Карта Беларуси»
  4. «Мое имя»
  5. «Узнай по описанию» и другие.

В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

 Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

В средней группе: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э. Агняцвет. №Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

свернуть